-->
Причина этого — кризисная ситуация на крупнейшем в стране Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. Предприятие, которое находится в совместной собственности российских и украинских акционеров, силовым путeм захвачено неизвестными вооружeнными людьми.
Поставки нефти на НПЗ прекращены. В ближайшие день-два из-за нехватки топлива завод может перейти на аварийный режим работы.
Захват прошел быстро. Ударная группа из 50 человек действует стремительно и слаженно. Крепкие люди в черных куртках преодолевают ограждения, жестко подавляя любые попытки сопротивления. И вот штурмующие уже внутри. Их фиксирует камера внутреннего наблюдения. Охрана к этому времени уже избита и нейтрализована. Объект под контролем. Признанный акционерами руководитель Сергей Глушко изгнан. А на его место сел некий Павел Овчаренко, 3 года назад уволенный с предприятия. Автор налета утверждает, что раскрыл чуть ли не заговор против предприятия.
Судя по всему, готовилась схема доведения предприятия до банкротства. Потом либо ликвидация, либо дополнительные эмиссии, чтобы размыть остальных акционеров.
О каком банкротстве может идти речь, если из доведенного до ручки завода руководству за 5 лет удалось превратить его в процветающее предприятие. И в этом, похоже, и его беда. На современном деловом языке то, что произошло, называется рейдерским захватом. Но проблема в том, что захваченный Кременчугский нефтеперерабатывающий завод — совместное российско-украинское предприятие. С долей российского участия в 56 % акций. Основной держатель российских акций комбината — компания «Татнефть», в ответ прекратила поставки нефти на комбинат.
Нурислан Сюбаев, начальник управления стратегического планирования компании «Татнефть»: «На сегодняшний день этими громадными ресурсами, оцененными в несколько сот миллионов, распоряжается человек, не уполномоченный акционерами, — раз. И не имеющий на то законных правовых оснований . 2».
Причем в «Татнефти» настаивают, российским акционерам принадлежит именно контрольный пакет акций. Это оспаривает украинская сторона. Спор вокруг 18 % российского пакета. Они, по мнению руководства «Татнефти», не вполне законно отданы главному украинскому акционеру совместного предприятия компании «Нафтагаз». Уверены в «Татнефти» и в том, что за Овчаренко стоит еще 1 украинский акционер СП — группа «Приват» с долей в 1 % акций.
Ростислав Вахитов, представитель акционеров ЗАО «Укртатнафта»: «Сейчас, когда российская сторона прекратит поставлять нефть, у «Привата» есть 3 миллиона, которые они добывают, цены взлетят до облачной высоты, и «Приват» очень серьезно заработает, а потом Овчаренко подастся в бега».
В российской «Татнефти» говорят, вряд ли подобный захват был бы возможен без прикрытия из Киева. И сделан в расчете на скорую смену власти. Члены же нынешнего правительства российским акционерам сочувствуют. Да и только.
Юрий Бойко, министр топлива и энергетики Украины: «Безусловно, корпоративный конфликт сказывается на общей ситуации на рынке. И это недопустимо для нашей страны. Мы должны защитить интересы российских акционеров».
Но защищать интересы российских акционеров в ситуации политической неопределенности никто не торопится. И, по мнению украинских экспертов, для Украины это может кончиться очень плохо.
Андрей Семидидько, президент Антирейдерского союза Украины: «Для инвесторов вложить деньги в Украину становится все более опасным. Инвестор уходит с инвестиционного поля Украины, и Украина действительно может превратиться в банановую республику».
Как сообщает Первый канал, такие опасения вполне обоснованы. Ведь произвол против российского бизнеса на Украине в последнее время превращается в тенденцию. Чувствуя безнаказанность, его просто выдавливают из страны, не думая о последствиях.
Нефтепродукты на eOil.ru
|