Минфин предусмотрел возможность для Росфинагентства вкладывать средства суверенных фондов РФ в акции российских эмитентов, рассчитывая на то, что политическая воля президента РФ и финансовая грамотность будущих управляющих заставят их действовать осторожно, и не позволят выйти за рамки бюджетного правила, сообщил замминистра финансов Сергей Сторчак на пресс-конференции в РИА Новости. Других ограничений для размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые в совокупности превышают 5 триллионов рублей, не существует. Законопроект о создании Росфинагентства Госдума приняла в первом чтении 25 января. Документ предусматривает возможность вкладывать эти средства в акции и облигации, в том числе крупнейших российских компаний и банков. "Мы такую возможность допускаем, но это вступит в конфликт с бюджетным правилом", - предупредил Сторчак. Бюджетное правило, ограничивает возможности расходования нефтегазовых доходов бюджета: средства, поступившие в бюджет от продажи нефти по цене свыше установленного предела, направляются в Резервный фонд и только после превышения размера фонда 7% ВВП, смогут использоваться внутри страны. Бюджетное правило было принято в конце прошлого года, но единого мнения о нем в правительстве нет до сих пор. Минэкономразвития предлагает смягчить это правило, допустив расходование этих средств на инфраструктурные проекты в России после достижения объема Резервного фонда 5% ВВП. Минфин возлагает большие надежды на квалификацию будущих управляющих Росфинагентства, которые будут понимать, зачем нужно бюджетное правило и другие ограничители бюджетных обязательств. "Здесь важную роль на долгосрочной перспективе имеет работа, которую условно можно назвать финансовым образованием", - сказал Сторчак. ПО ВОЛЕ ПРЕЗИДЕНТА Иной защиты, кроме политической воли высшего руководства страны, у агентства не будет. "Я думаю, иного механизма, кроме как поддержки президентом, самой идеи и будущей работы агентства в нашей правовой системе пока нет", - сказал Сторчак. Такая ситуация не уникальна: другим странам требовалась жесткая политическая воля для того, чтобы принять решение о накапливании резервов и о применении бюджетных правил для ограничения государственных обязательств. Они легко нарушают установленные ограничения, если политическая конъюнктура меняется. "К сожалению, у тех, кто профессионально занимается управлением долгом или управлением активами, нет ресурсов, чтобы преодолевать политические решения, принимаемые либо правительством, либо законодателем", - сказал замглавы Минфина. "Пока мы договорились между собой - власти договорились, что бюджетное правило действует, оно существует. Раз так, то покупка, особенно на вторичном рынке, акций "голубых фишек" – есть нарушение бюджетного правила", - заявил замминистра финансов. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ Создаваемое агентство будет значительно влиять на ситуацию на отечественном финансовом рынке, поэтому все ведомства, так или иначе регулирующие этот рынок, будут привлечены к формированию его кадрового состава. При этом, по словам Сторчака, Минфин не собирается "воспитывать" собственных специалистов, а намерен привлекать кадры, которые уже доказали свою профпригодность на рынке. Главные оппоненты в споре о бюджетном правиле: Минфин и Минэкономразвития, возможно, даже не получат возможности направить своих чиновников в совет директоров Росфинагентства. "Сейчас новая тенденция: чиновников из советов директоров (акционерных обществ – ред.) в общем-то, выводить", - напомнил он. Камнем преткновения при прохождении законопроекта в Госдуме стало отсутствие в документе норм о подконтрольности новой структуры парламенту. Но и здесь Минфин не намерен уступать: разработчики законопроекта полагают, что это осложнит его работу. "Главное для агентства – это гибкость. Возможность быстро в инструмент войти и из него выйти. Только тогда можно заработать", - полагает Сторчак. СПОР О ФОРМЕ Ещё один вопрос, который пока остается нерешенным – об организационно-правовой форме агентства. Депутаты Госдумы категорически не согласны с предложением Минфина создавать его в форме ОАО. Высказывались предложения создать его в форме госкомпании, определив в законе все особенности управления агентством. Депутаты опасаются, что в случае принятия законопроекта в существующем виде, государство может потерять контроль над агентством, а средства фондов могут перейти к другим структурам. "Я исхожу из того, что индивидуальный закон, которым бы управлялось агентство, хуже, чем закон общий, уже апробированный, с которым работают все участники рынка, который понятен с точки зрения тех или иных решений, которые будут приниматься агентством", - сказал Сторчак. "Законодательство об акционерном обществе существует не первый год. Организации, которые существуют в форме акционерных обществ понятны рынку. У них понятная процедура формирования управляющих органов, понятная процедура отёчности, и это транспарантный институт", - пояснил он. Министр финансов Антон Силуанов ранее говорил, что не будет настаивать на форме ОАО, если депутаты смогут предложить более приемлемый вариант. По его мнению, этот вопрос не принципиален: в любом случае управляющие будут действовать на основании инвестиционной декларации, которую утвердит правительство. Процедура подготовки инвестдекларации будет закрыта, а сам документ опубликуют только после одобрения правительством. "В какой мере в процессе подписания инвестиционной декларации будут участвовать различные ведомства и депутаты – не знаю. Посмотрим", - сказал Сторчак. Несмотря на риски, связанные с бюджетным правилом, а так же на массу нерешенных разногласий, Минфин не теряет оптимизма. "В России никогда подобных структур не создавалось. Это попытка поженить рынок и жесткую бюрократию. И если бы в других странах этот эксперимент не доказал свою эффективность, конечно, мы бы и не пытались эту задачу перед собой ставить", - подчеркнул замглавы Минфина.
|