Главная » 2019 » Январь » 15 » Как поддержать уплывающий рубль?
14:38
Как поддержать уплывающий рубль?
$IMAGE1-left$Помимо валютных интервенций есть и другие инструменты
 
Падение рубля не может не вызвать реакции властей. ЦБ каждый день переносит стены бивалютного коридора, выбрасывает на рынок миллиарды долларов и готовится отпустить рубль в свободное плавание в будущем году. Для рубля перспективы были бы совершенно безрадостными, если бы Минфин и ЦБ не подготовили новые инструменты своей валютной, а по существу курсовой политики.
 
Если заглянуть в бюджет
 
В проекте трехлетнего бюджета на 2015-2017 годы, который Дума вот-вот прочтет и, конечно, примет в первом чтении, когда, напомню, по Бюджетному кодексу утверждаются главные параметры бюджета, средний курс доллара на 2015 год зафиксирован в 37,7 рубля. На валютной бирже доллар сегодня стоит почти 42 рубля - напоминает жар больного, но если на медицинском градуснике после 42 других делений нет, курсовой градусник может показать еще и не то.
 
Когда мне удалось задать вопрос Татьяне Голиковой, председателю Счетной палаты, которая, как "Финансовая газета" показала в прошлом номере, в своем заключении подробно указала на риски, особенно предстоящего года, но все-таки рекомендовала проект бюджета к принятию, считает ли она прогноз, заложенный в бюджет, реальным, то ее ответ был двояким. С одной стороны, нельзя оставлять страну без бюджета, а это может произойти, если настоять на серьезной переделке проекта, возникающие социальные издержки слишком велики. С другой стороны, рынок переменчив, а цены на нефть, от которых, конечно, напрямую зависит курс рубля, ветрены. Сегодняшний тренд на понижение может смениться на противоположный.
 
Ответ понятный, но неубедительный. Его смысл в том, что бюджет будем принимать как есть, потом разберемся. Как будут разбираться, тоже понятно. Помимо программ перевооружения армии настоящих приоритетов в бюджетной политике нет. Для справки: в 2015 году будут абсолютно сокращены расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение (правда, в бюджет будет передан Фонд медицинского страхования, что, однако, еще далеко не гарантия того, что средства фонда пойдут именно на здравоохранение). Значит, урезать расходы, если придется, или, назову страшное слово, секвестрировать бюджет будут, скорее, механически, чем осмысленно. Так уже бывало.
 
Разводной ключ от Минфина
 
Но вернемся к рублю. Если на двухмесячный тренд его продолжающегося обесценения наложить объявленное намерение ЦБ в будущем году отказаться от интервенций в его поддержку, то бюджетный курс в 37,7 рубля за доллар в 2015 году кажется откровенным издевательством.
 
Но, как говорится в пароле к одному старому карточному фокусу, "наука умеет много гитик"; то же самое можно с полным основанием сказать о финансовом рынке, заменив бессмысленные "гитики" на звучные инструменты.
 
Финансовый рынок в России не развит. Более того, есть многоголосая группа квакеров, часть из которых почему-то именуют себя экономистами, которые скандирует, что финансовая экономика - это сплошные спекуляции, что все дело не в ней, а в реальной экономике.
 
Значение реальной экономики не стоит, конечно, недооценивать, но реальность финансовой части экономики в том, что именно она представляет собой машину по мобилизации инвестиций, без которой мировая экономика оставалась бы на уровне позапрошлого века. Оборотная сторона - кризисы приходят именно из финансов, не становясь от этого нереальными.
 
Этот пассаж я выдал для того, чтобы подчеркнуть очевидное: именно грамотно развивая финансовый рынок, стоит пытаться опереться на его возможности и отвечать на его риски. ЦБ неслучайно провозглашен финансовым мегарегулятором. Именно финансы и не только привычные госфинансы, а именно финансовый рынок - главный нерв экономики и самая востребованная зона ее грамотного регулирования.
 
Российские финансовые власти эту зону осваивают, но откровенно не спеша. И обесценение рубля это освоение подстегивает.
 
Первый ход сделал Минфин. Сначала там поддержали идею ЦБ отказаться от интервенций в поддержку рубля. Антон Силуанов не скрывал, что видит главное рациональное зерно этой меры в экономии резервов ЦБ. А 15 октября министр финансов заявил: "Сейчас есть определенное давление на рубль. С тем чтобы его немного снизить, мы приняли решение в Минфине проводить валютные аукционы". Принципиального отличия от продаж валюты ЦБ на бирже не должно быть, если не считать специфической формы, когда на валютном аукционе продается не собственно иностранная валюта, а право на ее использование, как это было в 1989 году в СССР. Но тогда это был способ доступа к валюте в условиях валютной монополии государства.
 
Конкретику валютных аукционов Силуанов не раскрыл, он лишь сказал следующее: "В ближайшее время такие валютные аукционы, поскольку на счетах казначейства скопилось достаточное количество средств в валюте, мы будем вместе с ЦБ размещать, чтобы предоставлять дополнительно валютную ликвидность. То есть будем задействовать наши депозитные аукционы, но не только в рублях, но и в валюте". ЦБ тут же отозвался: "Вопрос прорабатывался с участием Банка России". И прокомментировали: размещение валютных депозитов "будет способствовать удовлетворению части спроса экономических агентов на иностранную валюту".
 
Рынок воспринял идею позитивно, на какое-то, правда, непродолжительное время курс рубля даже приподнялся, но потом снова стал снижаться.
 
Конечно, многое зависит от объемов валютных аукционов. Силуанов цифр не назвал, но пробел заполнили сами участники рынка. Минфин может выделить около $5,7 млрд на валютные аукционы, спрогнозировал Дмитрий Полевой из банка ING в "Ведомостях". Много это или мало? На валютные интервенции ЦБ потратил в октябре $6,98 млрд, как говорится на сайте регулятора.
 
Однако оценки Полевого могут оказаться завышенными. Позднее руководитель департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что Минфин может разместить на аукционе всего до $3 млрд. "Это тот объем, который мы можем разместить. Остатки (на счетах Федерального казначейства) больше, а это то, что возможно будет разместить. Это вполне может быть один аукцион. Это будет решаться ближе к делу. Если у ЦБ это периодические операции, то у нас она, скорее, разовая", - сказал он.
 
Разовый аукцион - это не политика. Если ставится цель "снизить давление на рубль", как анонсировал Антон Силуанов, то валютный аукцион Минфина точно не первая скрипка. В лучшем случае эта мера может дополнить какие-то еще усилия, иначе валютный аукцион просто выстрелит мимо поставленной цели. Впрочем, Минфин и не может играть первую скрипку на валютном рынке, это функция ЦБ, который, как выясняется, не собирается умыть руки, предоставив рубль его плавающей судьбе.
 
Если потянуть за репо
 
Минфин явно выступает в паре ЦБ, они собираются идти в ногу, предлагая валютному рынку согласованные инструменты.
 
Банк России объявил о сделках репо в иностранной валюте. 16 октября ЦБ опубликовал пресс-релиз, согласно которому 29 октября состоится аукцион репо в долларах сроком на 28 дней на сумму 1,5 млрд долл., а 30 октября - аукцион 7-дневного репо с лимитом 2,0 млрд долл.
 
Аукционы на сроки 28 дней и 1 неделя будут проводиться еженедельно по средам и четвергам соответственно. Это уже серьезно.
 
Совокупный максимальный объем задолженности кредитных организаций по операциям репо в иностранной валюте установлен Банком России в размере, эквивалентном 50 млрд долл. Минимальные ставки по сделкам репо в иностранной валюте установлены в размере, эквивалентном ставке LIBOR в соответствующей валюте, увеличенной на 2,00 и 2,25 п.п для операций на сроки 1 неделя и 28 дней соответственно. Важно, что в качестве обеспечения по таким операциям регулятор готов принимать все облигации, включенные в Ломбардный список ЦБ РФ, в том числе номинированные в рублях. Таким образом, стоимость предоставления долларовой ликвидности в рамках операций репо, установленная ЦБ РФ, аналогична долларовой ставке по операциям валютного свопа с продажей долларов Банком России.
 
Максим Коровин, аналитик компании "ВТБ Капитал", считает, что речь о предоставлении дешевых денег не идет. "Тем не менее мы ожидаем, что операции репо в иностранной валюте будут пользоваться более высоким спросом, чем однодневный валютный своп с ЦБ РФ, поскольку новый инструмент предусматривает более длительный срок погашения, а с операционной точки зрения проще, чем комбинация свопа и традиционного рублевого репо. В свою очередь предсказуемость графика погашения облегчает для банков процесс планирования своих потребностей в рефинансировании", утверждает аналитик "ВТБ Капитал". Но, с другой стороны, "влияние этой новости на спотовую цену рубля, вероятно, останется незначительным до тех пор, пока банки не займут у ЦБ РФ существенный объем долларовой ликвидности".
 
Его общий вывод звучит так: "В сочетании с объявлением Минфина о запуске аукциона валютных депозитов, прозвучавшим ранее, данная новость, как мы считаем, благоприятно отразится на конъюнктуре валютного рынка в среднесрочной перспективе. Мы также полагаем, что запуск репо в иностранной валюте снижает вероятность повышения процентных ставок ЦБ РФ по итогам октябрьского заседания по вопросам монетарной политики, поскольку регулятор может предпочесть для начала оценить эффект от нового инструмента".
 
Есть на рынке и другие оценки. ЦБ предложил нерыночные условия, полагает главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитала" Олег Кузьмин. "На данный момент ставка для репо сроком на 7 дней 2,12% и для операций сроком на 28 дней 2,37% - это не слишком привлекательные условия для рынка", - говорит он.
 
Валютным репо ЦБ лишь отчасти решит проблему, когда банки занимают у регулятора рубли под залог ценных бумаг и нерыночные активы и сразу же покупают на них доллары на бирже. "Не все банки согласятся на такие условия, поэтому проблему нехватки валютной ликвидности сделки репо могут и не решить", - отмечает Кузьмин.
 
Впрочем, по его словам, если до конца года банки получат $35-40 млрд, то ситуация на валютном рынке полностью стабилизируется. Таким образом, поставленной цели все же можно достичь.
 
Что ж, если предложение Минфина - это или закуска, или, скорее, десерт, то ЦБ сервировал основное блюдо. Кушать на валютном рынке подано. Все зависит от шеф-повара, а точнее, от того, какими по калорийности будут порции.
 
Теперь, если не произойдет каких-нибудь геополитических катаклизмов или еще каких-нибудь негативных для российской экономики событий на нефтяном рынке, падение рубля можно будет приостановить. Но вряд ли развернуть. Так что заложенный в проект бюджета на 2015 год курс в 37,7 рубля за доллар остается памятником тому, насколько жизнь опережает правительственных прогнозистов и политиков, вынужденных принимать решения на основе уже очевидно ошибочных прогнозов. Бюджет, скорее всего, придется рано или поздно перекраивать.
 
Николай Вардуль
Просмотров: 170 | Добавил: tanlensnas1970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz